Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

франк сезар

Энциклопедический словарь

Франк Сезар (Franck) (1822-1890), французский композитор, органист, педагог. По происхождению бельгиец. Один из основателей Национального музыкального общества (1871, с 1886 президент). Создатель крупной композиторской школы. Представитель так называемого движения музыкального обновления во французской музыке. В творчестве сочетал классическую ясность стиля с яркой образностью, синтезировав влияния полифонии И. С. Баха и выразительные средства позднего музыкального романтизма. Симфония (1888); симфонические поэмы «Проклятый охотник» (1882); «Джинны» (1884) и «Симфонические вариации» (1885) для фортепьяно с оркестром, «Прелюдия, хорал и фуга» для фортепьяно (1884), духовные сочинения и др. Профессор Парижской консерватории (с 1872).

* * *

ФРАНК Сезар - ФРАНК Сезар (1822-90), французский композитор, органист, педагог. По происхождению бельгиец. Один из основателей Национального музыкального общества (1871, с 1885 президент). Создатель крупной композиторской школы (среди учеников - В. д"Энди, Э. Шоссон). Представитель музыкального романтизма. Симфонические поэмы «Эолиды» (1876), «Проклятый охотник» (1882) для оркестра; «Джинны» (1884) и «Симфонические вариации» (1885) для фортепиано с оркестром и др. Профессор Парижской консерватории (с 1872).

Большой энциклопедический словарь

ФРАНК Сезар (1822-90) - французский композитор, органист, педагог. По происхождению бельгиец. Один из основателей Национального музыкального общества (1871, с 1885 президент). Создатель крупной композиторской школы (среди учеников - В. д Энди, Э. Шоссон). Представитель музыкального романтизма. Симфонические поэмы "Эолиды" (1876), "Проклятый охотник" (1882) для оркестра; "Джинны" (1884) и "Симфонические вариации" (1885) для фортепиано с оркестром и др. Профессор Парижской консерватории (с 1872).

Энциклопедия Кольера

ФРАНК Сезар (Franck, Cesar Auguste)

СЕЗАР ФРАНК

СЕЗАР ФРАНК

(1822-1890), французский композитор, уроженец Бельгии. Сезар Огюст Франк родился 10 декабря 1822 в Льеже (ныне Бельгия). Он учился в Льежской, а затем в Парижской консерватории. По воле отца, который хотел, чтобы сын стал концертирующим пианистом-виртуозом, Франк в возрасте 11 лет принял участие в конкурсе в Льеже и получил первую премию. В студенческие годы сочинил несколько циклов фортепианных вариаций; они не представляют интереса с художественной точки зрения, но демонстрируют разнообразие технических приемов фортепианной игры. К тому же периоду относятся Большие сонаты (Grandes Sonatas) и Первая симфония для большого оркестра (Premire Symphonie Grand Orchestre), по-видимому, исполненная в Орлеане в 1841. В 1835 семья Франка переехала в Париж, и поскольку Сезар был слишком молод для поступления в консерваторию, он брал частные уроки у А.Рейхи. Однако вскоре Рейха умер, и Франк продолжил занятия с Леборном и с П.Циммерманом. В 1837 он в порядке исключения был принят в Парижскую консерваторию. Как известно, в 1823 директор консерватории Л.Керубини отказал в приеме Ф.Листу как иностранцу, а Франк к моменту поступления тоже не имел французского гражданства. В конце первого своего консерваторского года Франк получил вторую премию по классу фуги. В 1838 он получил первую премию по классу органа. Первые серьезные композиторские опыты Франка относятся к 1842 и 1843: это Три концертных трио (Trois trio concertants) для скрипки, виолончели и фортепиано - официальный "первый опус" музыканта. Трио были напечатаны по подписке, причем в начале подписного листа стояли имена Дж.Мейербера, Д.Обера, Г.Доницетти, Ж. Галеви и Ф. Шопена. Лист, с которым Франк завязал дружеские отношения, был настолько поражен цельностью последней части третьего трио, что убедил автора издать ее как отдельное законченное произведение. В 1843 Франк создал свое первое крупное сочинение - ораторию Руфь (Ruth), которая получила высокую оценку Мейербера и Г.Спонтини. Примерно тогда же он получил место органиста в церкви Нотр-Дам-де-Лоретт. Первыми значительными сочинениями Франка стали органные Шесть пьес (Six pices pour grande orgue, 1860-1862). К этому времени он перебрался в церковь Сен-Жан-Сен-Франциск в Маре, а оттуда в церковь Сен-Клотильд, где и исполнял обязанности органиста до конца своих дней. Среди других произведений этого периода - симфоническая поэма Что слышно на горах (Ce qu'on entend sur la montagne) по В.Гюго (около 1846), комическая опера Батрак с фермы (La valet de ferme, 1851-1852) и оратория Вавилонская башня (La tour de Babel, 1865). Все они остались в рукописях, но Что слышно на горах - несомненно, хронологически первый образец жанра симфонической поэмы (любопытно, что позже Лист написал поэму на тот же сюжет). В 1869 Франк создал произведение, которое часто считают лучшим в его творчестве - ораторию в восьми частях для солистов, хора и оркестра Заповеди блаженства (Les Beatitudes, 1869-1879). В 1872 Франк получил место профессора органа в Парижской консерватории. Так было положено основание тому, что позднее получило название "великой традиции". Консерватория ориентировалась прежде всего на оперный жанр; органный класс Франка стал по существу композиторским классом, который посещали не только официальные ученики Франка, но все, кто готов был воспринять новые принципы обучения, основанные на изучении творчества Баха и Бетховена. Молодое окружение Франка, в котором царил дух творчества, стимулировало созидательную деятельность композитора, формирование его собственной эстетики. В 1879 он закончил прекрасный фортепианный квинтет (1878-1879). Весьма плодотворными оказались и следующие несколько лет (1882-1886), когда появился ряд сочинений: симфоническая поэма Проклятый охотник (La chasseur maudit, 1882) - дань композитора романтизму и влиянию Г. Берлиоза; Джинны для фортепиано с оркестром (Les Djinns, 1884); прелюдия, хорал и фуга для фортепиано (1884); Симфонические вариации для фортепиано с оркестром (Variations symphoniques, 1885); скрипичная соната ля мажор (1886 - подарок к свадьбе великому скрипачу Э. Изаи); прелюдия, ария и финал для фортепиано (1886-1887). Симфония ре минор (1886-1888), впервые исполненная в 1889 Обществом концертов консерватории, была встречена публикой недоброжелательно, однако Франк продолжил работу над струнным квартетом ре мажор (1889). Исполненный в 1890, квартет имел оглушительный успех - это был долгожданный триумф композитора. Следующим опусом стали величественные Три органных хорала (Trois chorals, 1890), превосходные, вдохновенные образцы его вариационной техники. Жизнь композитора оборвалась внезапно: он попал в уличную катастрофу и скончался в Париже 8 ноября 1890. Значение творчества Франка трудно переоценить. Он не только создал собственную школу, но и кардинально обновил французскую музыкальную традицию. Он доказал, что национальный дух не замыкается в стенах оперного театра и что во Франции может создаваться симфоническая музыка высочайшего европейского класса. Он поднял органные жанры из трясины благополучного сенсуализма на уровень, сопоставимый с творениями Баха; то же самое относится и к фортепианным жанрам - два больших цикла Франка можно поставить рядом с любыми бетховенскими фортепианными сонатами. Он был очень талантливым педагогом, и среди учеников Франка немало выдающихся музыкантов - В. д'Энди, Э. Шоссон, П. де Бревиль, Г. Ропарц, А. Дюпарк; мнение Франка много значило для таких разных композиторов, как Ж. Бизе, Э. Шабрие, П. Дюка. С огромным уважением к личности и творчеству Франка относился Дебюсси. Следует особенно выделить хроматическое письмо, свободное употребление Франком нонаккордов и выразительность его модуляций - гармонический язык композитора указал его последователям путь преодоления шаблонов; много нового внес Франк и в область циклических форм.

ЛИТЕРАТУРА

Рогожина Н. Сезар Франк. М., 1969

Полезные сервисы